СОВМЕСТНАЯ РАБОТА АРМАТУРЫ И БЕТОНА
В результате сцепления рифленой строительной арматуры с бетоном, в период твердения бетонной массы, вся конструкция работает под нагрузкой как одно монолитное тело. Надежное сцепление арматуры с бетоном происходит благодаря тому, что у нее рифленая поверхность, препятствующее ее сдвигу в бетоне, является основным фактором, обеспечивающим совместную работу арматуры и бетона в железобетонных конструкциях.
На сцепление влияют три основных фактора:
1. Сопротивление бетона усилиям смятия и среза, благодаря выступам (рифлению) и другими неровностями на поверхности металлопроката - механическим зацеплением.
2. Силы трения, возникающие благодаря обжатию арматурных стержней бетоном при его усадке;
3. Склеивание (адгезия) поверхности стальных стержней с бетоном;
ДЕФОРМАЦИЯ КОНСТРУКЦИИ
Конструкции из бетона при изгибе разрушаются при очень малой нагрузке. Прочность же стального стержня на растяжение в сотни раз выше, чем у бетона. Значит, если заставить оба материала (бетон и сталь) работать как одно целое, т. е. добиться одинаковой прочности в зоне сжатия и в зоне растяжения изгибаемой конструкции, то можно в несколько раз повысить прочность сооружения на изгиб. Для этого в растянутую часть вводят несколько стальных стержней (арматуру) определенного сечения. Теперь уже конструкция не ломается при изгибе и может выдерживать во много раз большую разрушающую нагрузку.